Конференция "Международные маркетинговые стратегии компаний в посткризисных условиях. Развитые и развивающиеся рынки, СНГ и Россия"

Встреча экспертов по международному маркетингу в РУДН

9-10 декабря 2010 г. в РУДН прошла Международная научно-практическая конференция «Международные маркетинговые стратегии компаний в посткризисных условиях. Развитые и развивающиеся рынки, СНГ и Россия», организатором которой выступила кафедра маркетинга Экономического факультета.
При всей обширности тематического поля Конференции, можно выделить два основных его направления: 1) стратегии выхода и продвижения российских компаний на зарубежные рынки; 2) стратегии продвижения международных компаний на российский рынок. Первый день конференции был посвящен преимущественно первому направлению, а 10 декабря - обсуждалось второе направление.

9 декабря 2010 г. пленарную часть конференции открыл проректор по научной работе РУДН д.филос.н., проф. Нур Серикович Кирабаев. Примечательно, что первая часть докладчиков включала представителей как российских, так и зарубежных государственных структур и частных компаний, а вторая часть – экспертов из академической среды.
В частности, в докладе директора Департамента международного сотрудничества ТПП РФ Сергея Владимировича Васильева освещалась роль ТПП РФ в поддержке международной маркетинговой деятельности российских компаний. Советник по экономическим вопросам Посольства Бельгии в России г-жа Марику Анелис рассказала об особенностях выхода европейских компаний на российский рынок и перспективах торгово-экономического сотрудничества РФ-ЕС. Выступление экс-президента Ассоциации международных фармацевтических производителей в России г-на Роберт Розена, более 17 лет консультирующего международных фармпроизводителей по вопросам выхода на российских рынок, было посвящено особенностям практики бизнеса в России для иностранцев, влиянию стратегических программ «Здравоохранение 2020» и «Фарма 2020» на процесс локализации производства лекарственных препаратов в России, а также перспективам проекта иннограда Сколково.

От академических кругов выступили представители МГИМО (У) МИД России, ГУУ, ГУ ВШЭ, ИМЭМО РАН, РАНХ при Президенте РФ. В частности, д.э.н., проф. кафедры менеджмента и маркетинга МГИМО (У) МИД России Наталья Юрьевна Конина проанализировала изменения в международной конкурентной среде в результате кризиса и позиции российских компаний на зарубежных рынках. Директор института маркетинга ГУУ, д.э.н., проф. Геннадий Лазаревич Азоев подробно рассказал о реализуемом его институтом проекте по маркетинговому анализу международных рынков нанотехнологий, наноматериалов и нанопродуктов. Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН, д.э.н., проф. Алексей Владимирович Кузнецов в своем докладе остановился на возможностях отраслевой диверсификации российских прямых инвестиций за рубежом, подчеркнув важность формирования второй и третьей волны российских ТНК (преимущественно из сферы услуг), наращивающих свои зарубежные активы вслед за первой волной (российские сырьевые компании). К.э.н., доц. кафедры маркетинга фирмы ГУ ВШЭ Ефим Борисович Галицкий рассказал о результатах реализованного им исследования, посвященного потребительским стратегиям российских граждан, дающих полную картину особенностей российского потребления. Пленарная часть завершилась выступлением заведующего кафедрой маркетинга факультета Института менеджмента и маркетинга РАНХ при Президенте РФ, к.т.н., проф. Алексея Ильича Клебанова, посвященным разработанной им модели маркетинговой деятельности компании, применявшейся в т.ч. при разработке международной маркетинговой стратегии компании «Моторсич», крупнейшего украинского производителя авиадвигателей. В пленарном заседании также участвовали заместитель декана Экономического факультета, директор ИМЭБ РУДН к.э.н., проф. Юрий Никитович Мосейкин, заместитель декана Экономического факультета д.э.н., проф. Наталья Анатольевна Волгина, заведующий кафедрой маркетинга РУДН к.э.н., проф. Александр Михайлович Зобов,
Для участников Международной конференции в фойе Главного корпуса РУДН была организована специализированная выставка бизнес-симуляций по международному маркетингу. Были представлены как лидирующие международные информационные продукты (в частности, комплексная бизнес-симуляция Storewars, разработанная в бизнес-школе INSEAD, Франция), так и российские – бизнес-курс «Корпорация плюс» («Высшие компьютерные курсы бизнеса» на базе ВМК МГУ), а также программный комплекс «Касатка» (российско-американская разработка).

На секционном заседании рассматривались особенности маркетинговых стратегий российских компаний на зарубежных рынках, в т.ч. на рынках развитых стран (технологическое партнерство), на рынках стран СНГ (инновационное сотрудничество) и на развивающихся рынках (новые «старые» партнеры). Примечательно, что в работе заседания приняли участие представители Министерства экономического развития Российской Федерации, в т.ч. начальник отдела Департамента стран Америки Сергей Рэмович Красильников, ведущий специалист-эксперт Департамента стран Америки Роман Геннадиевич Волков, а также заместитель начальника отдела Департамента Европы Николай Игоревич Белов. Представители министерства рассказали о мерах государственной поддержки экспорта и продвижения российских компаний на рынки Европы и Америки. В докладах студентов РУДН были затронуты вопросы экспорта продукции отдельных российских компаний на рынки развитых стран, кросс-культурного взаимодействия, участия российских авиаперевозчиков в международных стратегических альянсах, перспектив рынка Кабо-Верде для российских туроператоров и др. В работе секции приняли участие представители кафедры маркетинга РУДН к.э.н., доц. Екатерина Андреевна Дегтерева и к.э.н., доц. Диана Олеговна Ямпольская.

10 декабря на втором пленарном заседании Конференции чередовались выступления теоретиков и практиков по вопросам локализации глобальных маркетинговых стратегий международных компаний на российском рынке. В частности, ст. преп. кафедры стратегического маркетинга ГУ ВШЭ Екатерина Валерьевна Бузулукова рассказала об особенностях выхода и продвижения глобальных корпораций на российском рынке. Генеральный управляющий Abbott Diabetes Care Нана Джимшеровна Табидзе остановилась на новом видении маркетинговых принципов на международном фармацевтическом рынке. К.э.н., доц. кафедры маркетинга МЭСИ Владимир Викторович Зотов, являющийся также маркетинг-менеджером компании M-I SWACO, рассказал об управлении глобальными нефтесервисными брендами в России. Специалист по торговому маркетингу компании Schwarzkopf&Henkel Ольга Сергеевна Падалкина отметила особенности маркетинговых коммуникаций международных компаний на российском рынке. В работе секции приняли участие представители кафедры маркетинга РУДН с большим опытом практической работы в ведущих российских и международных компаниях - ст. преп. Наталья Владиславовна Кармина и ассистент Валентина Викторовна Калыгина.

В ходе секционного заседания были представлены доклады как по международным потребительским трендам и современным маркетинговым концепциям на российском рынке, так и по отраслевым особенностям маркетинговых стратегий международных игроков в России. В рамках первого направления были рассмотрены социальные медиа как среда для продвижения и развития бизнеса, современные потребительские тренды на зарубежных рынках жилой недвижимости, экологический маркетинг, международный франчайзинг, маркетинг тет-а-тет и др. В рамках второго направления – маркетинговые стратегии в России международных автомобильных концернов, фармацевтических и FMCG-компаний, туристических операторов, пивоваренных компаний. Ряд докладов был посвящен импортозамещению как стратегии ряда российских игроков, в т.ч. компании «Абрау-Дюрсо» и ведущих отечественных производителей одежды.

10 декабря 2010 г. для участников Международной конференции также прошел мастер-класс партнера компании FutureToday к.э.н. Дениса Семеновича Каминского на тему «Как трудоустроиться в отдел маркетинга международной компании».
В целом, проведение Конференции позволило преподавателям, аспирантам и студентам РУДН больше узнать о современных тенденциях международного маркетинга, способствовало продвижению РУДН как ведущего экономического вуза в области международного маркетинга, а также аналитического обеспечения деятельности российских государственных структур по вопросам государственной поддержки международной маркетинговой деятельности отечественных компаний.

programma_konferenzii.doc

spisok_uchastnikov_konferenzii.doc