Становление экономических исследований в РУДН

В течение советского этапа (1961- начало 1990-х гг.) в центре научно-исследовательской работы, проводимой на экономическом отделении факультете экономики и права, стояли проблемы социально-экономического развития освободившихся стран и, прежде всего, государств социалистической ориентации. Научные исследования были направлены, в первую очередь, на поиск оптимальных средств и методов экономического планирования и управления в условиях переходного периода, на разработку научно обоснованных моделей индустриализации и аграрных преобразований в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Научные исследования проводились на всех основных кафедрах факультета, а также кафедре политической экономии.

Научная школа, основным направлением которой стало исследование закономерностей переходного периода в СССР и возможностей использования советского опыта для развивающихся стран, сложилась под руководством Владимира Францевича Станиса, доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФР, ректора РУДН (1973-1993 гг.), крупного ученого  в области политической экономии, мировой экономики и международных отношений. Его перу принадлежат более 70 печатных работ, в том числе он является автором и соавтором 7 крупных монографий, посвященных роли государства в социально-экономических преобразованиях в развивающихся странах и проблемам переходного периода. Можно выделить такие публикации, как «Социалистические преобразования сельского хозяйства: Теория и практика» (1978), «Возникновение и становление экономики социализма» (1980), «Возникновение и становление экономики социализма: Опыт Советского Союза и других социалистических стран для развивающихся стран социалистической ориентации» (1985) и некоторые другие.

Научные исследования ученых-экономистов в советский период не ограничивались только проблемами экономического развития стран Азии, Африки и Латинской Америки и особенностей экономического развития стран социалистической ориентации, хотя это направление научных исследований можно назвать ключевым. В рамках экономического отделения факультета экономики и права сформировались еще два заметных научных направления, результаты которого имели серьезное значение для развития советской науки.

Во-первых, это область (социалистического) ценообразования, безусловным лидером которого являлся крупный ученый-экономист, основатель научного направления советской экономической науки по ценообразованию − Денис Дмитриевич Кондрашев, доктор экономических наук, профессор, во время Великой отечественной войны − заместитель министра финансов СССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Он внес значительный вклад в становление этой части политэкономии в самостоятельную научную дисциплину. Во-вторых, это направление и научная школа  бухгалтерского учета под руководством профессора Владимира Геннадьевича Макарова, который более двадцати лет руководил кафедрой учета, статистики и финансов (созданной в январе 1962 г.). Профессор В.Г Макаров − лауреат Государственной премии СССР, автор монографии «Теоретические основы бухгалтерского учета» (1963), а также учебника «Теория бухгалтерского учета», который выдержал несколько изданий и использовался в качестве основного учебника по бухгалтерскому учету во всех экономических ВУЗах страны.

1990-е годы поставили на повестку дня необходимость разделения факультета экономики и права на два факультета – экономический и юридический, что и было сделано в марте 1995 г. С середины 1990-х гг. начали постепенно формироваться современные направления научных исследований. Первостепенное внимание в научных исследованиях стало уделяться экономическим проблемам переходной России, особенностям формирования рыночной экономики.

К настоящему времени экономический факультет, который в феврале 2010 г. отмечает свой 50-летний юбилей, добился серьезных успехов в деле организации науки и проведения экономических исследований. Этому в немалой степени послужила ориентация экономического факультета на развитие образования классического типа в области экономики, менеджмента и финансов, основной особенностью которого является тесная связь науки и образовательного процесса.